Официальный сайт МБОУСОШ №25 им. Н.М. Новицкого
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
                Ярцев Юрий Иванович, учитель физической культуры МБОУСОШ №25.
                                             Методическая разработка.
                  "Развитие скоростно-силовых качеств у детей 11-12 лет".
 
                                                                                                            Содержание.
Введение – 2 Глава I
 Обзор литературы — 4 1.1.
 Скоростно-силовые качества бегунов на короткие дистанции — 4 1.2.
Особенности развития скоростно-силовых качеств у детей — 6 Глава II
Задачи, методы и организация исследования — 10 2.1.
Задачи исследования — 10 2.2.
Методы исследования — 10 2.3.
рганизация исследования – 10
Статистические методы исследования – 10 Глава III 3.1.
 Результаты исследования, их обсуждение — 11 3.2. Выводы — 12 3.3.
Библиография — 13
                                                                                                 
                                                                                                    Введение.
         Современный период развития спорта характеризуется значительным ростом рекордных достижений. Российские спортсмены спринтеры стали сдавать свои позиции на мировой арене. Спринт является скоростно-силовым видом спорта. Одним из основных качеств спринтера является быстрое выполнение упражнения с максимальной скоростью. Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Она характеризует взаимодействие двух тел и непрерывно меняется с течением времени. Поэтому при оценке силы, проявляемой в равных движениях, необходимо заранее оговаривать, что будет оцениваться, либо максимальная сила движения, либо сила за определённый промежуток времени. При оценке уровня силовых возможностей учащегося очень важно правильно выбрать места, в которых будет измеряться сила. В спортивных движениях часто необходимо проявлять силу в очень короткое время. Сила, проявляемая в таких движениях, называется взрывной, а сами движения – скоростно-силовыми. Экспериментально показано, что время достижения максимума силы для многих движений превышает 0,5 сек и даже 1,0 сек. Вместе с тем в спортивной практике есть много упражнений, длительность которых меньше чем 0,5 сек. В них, естественно, никогда не достигается силовой максимум, и поэтому ведущим фактором, очевидно, будет не сама сила, а ее градиент, следовательно, повышение силовых возможностей ученика не всегда может привести к улучшению результата в избранном виде спорта. В таких случаях целесообразней подбирать упражнения, которые, не увеличивая силу, способствовали бы более быстрому ее проявлению. Скоростные качества человека проявляются в его способности выполнять движения в минимально короткий отрезок времени. Скоростные качества очень специфичны. Это значит, что между различными формами их проявления либо нет никакой зависимости, либо зависимость весьма мала. Хорошее время реакции отнюдь не указывает на столь же хорошее время движений, а учащиеся, имеющие максимальную частоту движений, не всегда имеют быстро набрать свою максимальную скорость. Уровень развития скоростно-силовых качеств во многом определяет результаты в беге на короткие дистанции, поэтому выбор данной методической разработки является актуальным. Глава I. Обзор литературы. 1.1. Скоростно-силовые качества у бегунов на короткие дистанции. В своей статье Вилков И., Юшко Б. «Модели недельных циклов» (1978г.) описали недельный цикл силовой и скоростной подготовки. Для развития скоростно-силовых качеств они описывают комплексы упражнений со штангой и прыжковые упражнения. Известный в прошлом легкоатлет, двукратный призёр Олимпийских игр в эстафетном беге, Бартенев Л.В. считает, что для развития силовых качеств перед основной работой ежедневно выполняется целенаправленная разминка с различным подбором упражнений в зависимости от направления данного занятии. (1978г.) Эти упражнения могут чередоваться с лёгким бегом или упражнениями на расслабление. К сожалению, упражнениям на расслабление большинство наших спринтеров уделяет очень мало внимания. Свои взгляды автор описал в книге «Бег на короткие дистанции». В. Борзов делится своим опытом в книге «Секреты скорости» (1979г.) Скорость развивается в основном в беге на отрезках 30-60 м. отрезки преодолеваются, как правило, с низкого старта, со старта одной руки, с хода. В любом случае такие короткие отрезки служат преимущественно для развития скорости. А. Левченко, С.Вовк, В.Ерошев в своей статье «Спринт мужской и женский» (1987г.) дали рекомендации, как сочетать силовую подготовку с физиологическими особенностями мужского и женского организма. Сравнивая женщин- спринтеров России и Германии Табачник Б. (1987г.) делает анализ длины шагов, частоты шага и показываемые результаты, влияния этих параметров на скорость, описывая выводы в своей статье «О спринте – откровенно» (1987г.) Озолин Н.Г. пишет, что наши женщины не уступают, даже превосходят бегуний из Германии в уровне развития скорости. Об этом говорят и результаты в прыжковых тестах. И в то же время в тренировках очень мало острого дистанционного бега. Вот один пример. Если для бегуний из Германии ничего не составляет даже в соревновательной разминке пробежать 8-10 раз с почти максимальной скоростью, то для наших девушек недоступно. Максимум бега в разминке 2-3 х 50-60 м. Случайно ли это? Нет. Выясняется, что нашим девушкам не хватает именно скоростной работы. Табачник Б. (1988г.) в статье «Динамика нагрузок», анализируя взгляды ведущего специалиста в британской лёгкой атлетике, нашёл, что он сторонник систематического подхода к тренировке на короткие дистанции. Силовой подготовленности спринтеров Френк Дик придаёт первостепенное значение. Все силовые упражнения он делит на 3 группы: ОФП, выполняемые с собственным весом, упражнения ОФП, выполняемые с отягощением и специальные упражнения. В.В. Петровский в книге «Бег на короткие дистанции» (1982г.) пишет, что главным средством физической подготовки спринтеров являются физические упражнения, которые по характеру воздействия можно разделить на основные и вспомогательные. Основным упражнением является бег с низкого старта, и с хода 30, 60 ,100 , 150 и 200м. Вспомогательные упражнения, в свою очередь, делятся на две группы: Общеразвивающие и специально-подготовительные. Л.В. Бартенев в своей книге «Бег на короткие дистанции» считает, что в подготовительном периоде тренировки спринтера отмечается применение разнообразных средств и тренировочных нагрузок большого объёма и интенсивности в основном за счёт средств общей и специальной физической подготовки. В тренировке квалифицированных спринтеров объём и интенсивность повышается неравномерно на протяжении всего подготовительного периода. Ступенчатое, волнообразное повышение нагрузки дают возможность всесторонне воздействовать на организм спортсмена, повышая уровень его физической подготовленности в течение всего сезона (учебного года). Это позволяет с каждым годом повышать объём и интенсивность тренировки. В одной из своих статей заслуженный мастер спорта Н.Г. Озолин (1989г.) писал, что одним из наиболее значимых направлений бегунов на короткие дистанции явилась специализированная силовая подготовка. Систему силовой подготовки спринтера можно условно разделить на два компонента – общесиловая и специализированная. Остановимся подробнее на основных средствах и методах подготовки по этим направлениям. Ещё недавно в среде тренеров и спортсменов бытовало, на первый взгляд, довольно логичное мнение, что для быстрого бега необходимы прежде всего сильные мышцы ног и достаточно развитые мышцы спины и брюшного пресса. Действительно, зачем тратить драгоценное тренировочное время на проработку мышц плечевого пояса, который вроде не оказывает динамического воздействия на характер продвижения бегуна. Кроме того, наращивание массы невыгодно с энергетической точки зрения. Взглянув упрощённо на бег спортсмена с позиции механики, можно отметить такую характерную деталь: - процесс динамического взаимодействия бегуна с дорожкой сопровождается достаточно мощными «ударами», достигающими значения 200-250 кг. Часть этой энергии направлена на перемещение спортсмена, значительная доля поглощается вследствие недостаточной жёсткости костно-мышечной системы. Иначе говоря, имей мы «железное тело», эффектность нашего продвижения была бы значительно выше. Таким образом, для повышения эффектности передвижения по беговой дорожке в максимальных скоростных режимах необходимо повышать жёсткость всей нашей системы тела. 1.2. Особенности развития скоростно-силовых качеств у детей. По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств. (Н.Н. Яковлев, А.Б. Коробков, С.В. Янанис, 1970г, Н.В. Зимнин, 1976г, А.В. Мотылянская, 1977г, В.С. Форфель, 1980, Н.Н. Гончаров, 1982г.). Такой высокий уровень развития этих качеств во многом способствует успешной для трудовой и учебной деятельности человека, а также для достижения высоких результатов в спорте. Под термином «скоростно-силовые качества» понимается способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. Изучению физиологических механизмов, лежащих в основе воспитания скоростно-силовых качеств, посвящено значительное количество работ (В.С. Форфель, 1978г.). С физиологической точки зрения скоростно-силовые качества относятся к качествам, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счёт повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения. Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и механической подготовленности занимающихся на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени (Ю.В. Верхошанский, 1980г., В.М. Дьячков, 1981г.). Скоростно-силовые нагрузки адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Согласно современной теории физического воспитания, принято считать воспитание скоростно-силовых качеств эффективно (использовать) осуществлять с помощью скоростно-силовых упражнений. Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что развитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать в детском подростковом возрасте. (В.Ф. Хоменко, 1964г., В.С. Тончиян, 1974г., Р.Е. Мотылянская, 1977г., В.П. Филин, 1978г., В.С. Форфель, 1980г.) Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространёнными считаются прыжковые упражнения. В процессе физического воспитания детей, подростков и юношей, прыжкам отводится значительное место. Характеризуя основное качество, необходимое для выполнения прыжков, большинство специалистов применяют термин «прыгучесть». Используя методы математической статистики, П. Сорокивине (1964г.) дал точную качественную характеристику взаимосвязи мышечной силы и прыгучести. Коэффициент корреляции свидетельствует о тесноте функциональной связи. В ряде работ отмечается значение таких компонентов прыгучести, как быстрота сокращения мышц и координация движений. В.М. Дьячков (1981г.) рассматривает прыгучесть как комплексное качество, характеризующееся способностью к проявлению мгновенного и «взрывного» нервно-мышечного усилия, которое, в свою очередь, основано на большой силе определённых мышечных групп, на быстроте их сокращения и на способности прыгуна к крайне концентрированным волевым усилиям. По мнению Верхошанского (1980г) способность к скоростно-силовым проявлениям следует понимать не как производное от силы и быстроты, а как самостоятельное качество, которое должно быть поставлено в один ряд с быстротой, силой, выносливостью и развитие которого требует адекватных , присущих только ему средств и методов тренировки. Такие средства должны соответствовать основному спортивному упражнению по временным и динамическим характеристикам: средней величине динамического усилия с учётом времени его проявления, а главное — быстроте развития максимума динамического усилия. Ряд исследователей отмечают, что скоростно-силовые показатели существенно не зависят от уровня развития силы. Наиболее существенная связь выявлена между результатом в прыжке и способностью спортсмена к взрывному проявлению силы. Между абсолютной силой мышц и максимумом динамического усилия, на которые они способны, и достигнутым результатом не отличается значительной корреляционной связью. Большинство авторов считают, что наиболее адекватным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств является результат в прыжке в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами. Н.Н. Гончаровым (1982г.) приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого уровня в 12-15 лет. В ряде исследований показано, что хотя прыгучесть является в какой-то степени и врождённой способностью человека, однако, путём применения эффективных упражнений можно значительно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся. В своей работе В.Ерошев даёт рекомендации по подбору средств развития скоростно-силовых качеств у детей. При этом большое внимание обращается на учёт особенностей физического развития в зависимости от возраста занимающихся. Для улучшения результата младших школьников рекомендуются физические упражнения малой продолжительности и эффективности, способствующих преимущественно развитию быстроты движений. В возрасте 14-15 лет он считает возможным применять более сложные упражнения скоростно-силового характера. Глава II. Задачи, методы и организация исследования. 2.1. Задачи исследования. В работе нами поставлены следующие задачи: 1. Выявить прирост результата в экспериментальной группе, выполняющей прыжковые упражнения. 2. Выявить прирост результата в экспериментальной группе, выполняющей специальные беговые упражнения. 3. Сравнить полученные данные и сделать выводы. 2.2. Методы исследования. В проведении исследования были использованы методы: 1. Тестирования. 2. Педагогического наблюдения. 3. Математической статистики. 2.3. Организация исследования. Исследование проводилось на группах школьников 3-5 классов. Было проведено 4 контрольных тестирования в беге на 30 м. Первое проводилось 10 сентября. Второе — 17 сентября. Третье - 24 сентября. Четвертое - 2 октября. Было набрано 3 экспериментальных группы мальчиков по 8 человек в каждой, одна из них была контрольной. Первая группа в этот промежуток времени выполняла прыжковые упражнения в вводной части урока. 1. Прыжки с места толчком двух ног с приземлением на мат — 7 прыжков. 2. Выпрыгивание из глубокого приседа — 5 раз. 3. С места прыжки с ноги на ногу — 10 раз. 4. Запрыгивание на высоту 50 см толчком двух ног — 10 раз. Вторая группа выполняла специальные беговые упражнения в вводной части урока. 1. Бег с высоким подниманием бедра 2х30м. 2. Бег прыжками 2х30м. 3. Бег с закидыванием голени 2х30м. Глава III. Результаты исследования. Результаты бега на 30м с высокого старта в группах. ФИОРезультатыИзменения за 1 неделюИзменения за 2 неделиИзменения за 3 недели
x1 x2x3x4х1-х2х1-х3х1-х4
Группа 1Смошков К.5,25,25,25,00,00,00,2
Дубачев В.5,75,65,65,30,10,10,4
Жердев М.6,86,66,36,00,20,50,8
Журавлев С.6,36,16,05,80,20,30,5
Талалаев В.5,65,55,45,50,10,20,1
Мантуло С.5,65,35,25,20,30,40,4
Сухов В.5,55,45,35,20,10,20,3
Литвинов С5,35,25,35,20,10,00,1
0среСредний результат группы0,13750,21250,35
Группа 2Нечаев Л.5,75,45,45,40,30,30,3
Келишьян В6,05,85,75,60,20,30,4
Келишьян С6,15,95,75,70,20,40,4
Забелян А5,85,75,65,20,10,20,6
Глухеньких С.5,65,35,35,20,30,30,4
Смирнов В.5,75,35,25,10,40,50,6
Храмцов С.6,06,05,65,40,00,40,6
Георгиевский С.5,45,25,25,10,20,20,3
00среСредний результат группы0,21250,3250,45
Группа 3Толкачев С.5,55,45,45,30,10,10,2
Глущенко В6,46,56,36,3-0,10,10,1
Тимушев С.5,75,45,35,30,30,40,4
Пагосян К.6,26,26,36,10,0-0,10,1
Грошевский Т6,16,05,85,60,10,30,5
Гордиенко Д.5,45,35,65,50,1-0,2-0,1
Герасимов К.5,85,85,55,40,00,30,4
Перцев А.6,26,25,85,50,00,40,7
00среСредний результат группы0,06250,16250,2875
Не трудно заметить, что прирост результатов во всех трёх группах различный. В группе I и II, выполняющих беговые и прыжковые упражнения , он больший, чем в контрольной группе. Очевидно, включая в подготовительную часть урока прыжковых и беговых упражнений способствуют воспитанию скоростно-силовых качеств и повышению уровня быстроты бега. Выводы. Исходя из поставленных задач: 1. Уровень развития скоростно-силовых качеств во многом (зависит) определяет результаты в беге на короткие дистанции. 2. Влияние прыжковых и специально-беговых упражнений в уроке физкультуры способствует повышению скоростно-силовых качеств и росту результатов в беге на 30 м. 3. С учётом возрастных и антропометрических особенностей целесообразно включать специальные беговые упражнения для повышения уровня спортивных результатов и скоростно-силовой подготовки, а также быстроты бега. Библиография. 1. Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов (на примере скоростно-силовых видов). Минск: Высшая школа., 1981 г. 2. Алабин В.Г. Основные направления и результаты индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток. М. Физкультура и спорт, 1985 г. 3. Арселян Е.А. Планирование и организация подготовки бегунов на короткие дистанции в годичном цикле. М. Физкультура и спорт, 1986 г. 4. Бальсевич В. Многолетняя подготовка спринтера. Лёгкая атлетика, 1983, № 5. 5. Бартенев Л.В. Бег на короткие дистанции. М. Физкультура и спорт, 1978 г. 6. Борзов В. Секреты скорости. М. Физкультура и спорт, 1979 г. 7. Вилков И., Юшко Б. Спринт (модели недельных циклов) Лёгкая атлетика, 1978, № 8. 8. Гагуа Е. Размышления о спринте: беговая тренировка. Лёгкая атлетика, 1987, № 10. 9. Вопросы подготовки легкоатлетов. Сборник научных трудов Волгоградского ИФК. Волгоград, 1981 г. 10. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1970г. 11. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спринтера. М., Физкультура и спорт, 1985 г. 12. Каледин С.В. Всесторонняя физическая подготовка спортсмена. М., Физкультура и спорт, 1987 г. 13. Левченко А.В. Динамика состояния легкоатлетов спринтеров во время выполнения большого объёма силовой нагрузки. Теория и практика физической культуры. Лёгкая атлетика, 1984 г. № 12 14. Левченко А.В., Вовк С., Ерошев В. Спринт мужской и женский. Лёгкая атлетика, 1987 г. № 11 15. Лален Х.И. О применении силовых тестов при оценке специальной физической нагрузке легкоатлеток. Тарту, 1972 г. 16. Левченко А.В. Анализ опыта построения тренировки в беге на короткие дистанции. Теория и практика физической культуры. 1983, № 8 17. Научно-методические основы построения модельных характеристик юных спортсменов и применение нетрадиционных средств подготовки. М., 1979 г. 18. Озолин Н.Г., Филин В.П., Колобов А.В. Бег на короткие дистанции. М., 1979 г. 19. Озолин Н.Г. О спринте – откровенно. Лёгкая атлетика, 1988 г. № 1 20. Озолин Н.Г. Спринтерский бег. М., Физкультура и спорт, 1986 г. 21. Озолин Н.Г. Атлетизм – новая мода? Лёгкая атлетика, 1989 г. № 10 22. Б. Табачник. Динамика нагрузок. Лёгкая атлетика, 1988 г. № 3 23. Б. Табачник. На дистанции спринтера ГДР. Лёгкая атлетика, 1987 г. № 8 24. Петровский В.В. Бег на короткий дистанции. М., Физкультура и спорт, 1982 г. 25. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике. М., Физкультура и спорт, 1982 г. 26. Яковлев Н.Н. Что происходит в организме при выполнении физических упражнений. М., Физкультура и спорт, 1951 г. 27. Богданов Г.П. Начнём с развития силы. Москва, Физкультура в школе, 1993 г., № 6
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz